Вместе с тем, с середины 1960-х возобновилась идеологическая диктатура, а Киев стал одним из центров диссидентского движения[124]. Фактически сложились два основных направления диссидентского противостояния режиму. Первое из них ориентировалась на поддержку извне СССР, второе — на использование протестных настроений населения внутри страны. Деятельность строилась на апелляции к зарубежному общественному мнению, использовании западной прессы, неправительственных организаций, фондов, связей с политическими и государственными деятелями Запада. Диссиденты направляли открытые письма в центральные газеты и ЦК КПСС, изготавливали и распространяли самиздат, устраивали демонстрации. Начало широкого диссидентского движения связывают с процессом Даниэля и Синявского (1965), а также с вводом войск Варшавского договора в Чехословакию (1968)[125]. В 1976 году в Киеве была основана Украинская Хельсинкская группа[126], которая ратовала за защиту прав человека согласно Хельсинкскому соглашению, подписанному СССР годом ранее.
Арка Дружбы народов, сооружённая в 1982 году. Скульп. А. Скобликов
В сфере образования наблюдалось интенсивное издание учебников, возвращена десятилетняя система образования. Однако начался процесс русификации: родители киевских школьников сами решали, нужно ли их детям изучать украинский язык[125].
Наступил демографический кризис, рост городского населения продолжался лишь за счёт миграции и урбанизационных процессов[121].
Не обошёл Киев процесс стагнации в экономике: темпы производства падали, конкурентоспособность товара снижалась. Городское население получало недостаточно продуктов питания, несмотря на существенные капиталовложения в сельское хозяйство. Имел место кадровый застой, городские чиновники в силу пожилого возраста уже не могли справляться со своими обязанностями, что также негативно сказывалось на благосостоянии города